Понятие единой системы
финансовых органов. Пунктом 2 Положения о
Министерстве финансов Российской
Федерации (утверждено Постановлением
Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 984)
установлено, что Министерство финансов РФ (Минфин
РФ), министерства финансов республик,
финансовые управления и другие органы
управления финансами в краях, областях,
городах федерального значения, автономной
области, автономных округах и органы
федерального казначейства входят в единую
систему органов государственного
управления финансами в Российской
Федерации.
Минфин РФ является федеральным
органом исполнительной власти,
обеспечивающим проведение единой
государственной финансовой политики и
осуществляющим общее руководство
организацией финансов в стране.
Взаимоотношения Минфина РФ с финансовыми
органами более низкого уровня строятся на
основе координации их деятельности.
Основными задачами Минфина РФ
являются разработка и реализация
стратегических направлений единой
государственной финансовой политики, а
также сосгааление проекта и исполнение
федерального бюджета, в частности его
доходной части.
В соответствии с возложенными на
него задачами .Минфин РФ осуществляет
следующие функции в налоговой сфере:
- разработку мер по финансовому
и налоговому стимулированию
предпринимательской и другой
хозяйственной деятельности в стране,
- разработку проектов нормативов
отчислений от федеральных налогов, сборов и
других платежей в бюджеты субъектов
Российской Федерации;
- обеспечение исполнения
федерального бюджета, финансового
исполнения государственных (федеральных)
внебюджетных фондов;
- разработку с участием ГНС РФ,
ФСНП РФ и других заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти
предложений по совершенствованию
налоговой политики и налоговой системы;
- участие в разработке инструкций
и методических указаний по вопросам
налогообложения;
- проведение по поручению
Правительства РФ с участием ГНС РФ и с
привлечением заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти переговоров
с уполномоченными органами других
государств, связанных с заключением
межправительственных соглашений об
избежании (устранении) двойного
налогообложения доходов и имущества, и
подписание указанных соглашений от имени
Правительства РФ;
- участие в формировании
таможенной политики страны, в разработке
методологии, ставок и порядка взимания
таможенных пошлин;
- методическое руководство
бухгалтерским учетом и отчетностью
предприятий, учреждений и организаций
независимо от их организационно-правовых
форм и подчиненности и принятие мер по его
совершенствованию, утверждение планов
счетов, типовых форм бухгалтерского учета и
отчетности, инструкций по их применению и
порядку составления отчетности;
- обобщение практики применения
законодательства по вопросам, входящим в
компетенцию Минфина РФ, разработку и
внесение на рассмотрение Правительства
Российской Федерации предложений по
совершенствованию этого законодательства.
Права Минфина РФ в
налоговой сфере определяются в
соответствии с его функциями. Минфин РФ
имеет также право предоставлять отсрочки и
рассрочки платежей по налогам в
федеральный бюджет в порядке,
предусмотренном законодательством
Российской Федерации, с уведомлением о
принятых решениях ГНС РФ.
Минфин РФ издает в пределах своей
компетенции на основе и во исполнение
законодательства Российской Федерации
приказы и инструкции и дает указания,
являющиеся обязательными для исполнения
федеральными органами исполнительной
власти, а также предприятиями, учреждениями
и организациями независимо от их
организационно-правовых форм и
подчиненности и гражданами. Минфин РФ
издает в необходимых случаях совместно с
другими федеральными органами
исполнительной власти ведомственные
нормативные акты.
Статус казначейских органов.
Указом Президента РФ от 8 декабря
1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе»^ в
Российской Федерации образована единая
централизованная система органов
федерального казначейства (казначейство).
Как самостоятельная
государственная служба казначейство в
России возникло в конце XVIII века. До 1863 года
каждое министерство имело свое
казначейство, которое ведало сбором
доходов и расходованием средств по своему
ведомству. Отношения казначейств строились
по нетто-приннипу, т. е. ведомственное
казначейство передавало Министерству
финансов только свободные остатки наличных
средств. В ходе финансовой реформы 1863 года в
основу кассового устройства России был
положен принцип единства кассы и
ведомственные казначейства были
ликвидированы. В Министерстве финансов был
создан департамент государственного
казначейства, а на местах - казенные палаты
с губернскими и уездными казначействами^ В
СССР казначейства не существовало, а
кассовое исполнение бюджета осуществлял
Госбанк СССР.
В систему органов федерального
казначейства входят:
1) Главное управление
федерального казначейства Минфина РФ;
2) территориальные органы по
субъектам Российской Федерации (уггравления);
3) территориальные органы по
городам (за исключением городов районного
подчинения), районам и районам в городах (отделения).
Органы казначейства подчиняются
руководителю федерального казначейства -
начальнику Главного управления
федерального казначейства Минфина РФ в
ранге заместителя Министра.
Главное управление федерального
казначейства является структурным
подразделением центрального аппарата
Минфина РФ и подчиняется Министру финансов
РФ.
Органы казначейства являются
юридическими лицами и несут установленную
законодательством ответственность за
невыполнение или ненадлежащее выполнение
возложенных задач. Их деятельность
осуществляется в соответствии с Положением
о федеральном казначействе Российской
Федерации (утверждено Постановлением
Совета Министров РФ от 27 августа 1993 г. no 864 «О
федеральном казначействе Российской
Федерации»^), в котором были определены
принципы их построения, задачи и функции, а
также установлены их права и обязанности. В
процессе формирования казначейских
органов к ним перешла часть функций
Центрального банка РФ, налоговых инспекций,
финансовых органов.
Главной задачей казначейства
является бюджетное и финансовое исполнение
республиканского бюджета Российской
Федерации и финансовое исполнение
государственных (федеральных) внебюджетных
фондов. Через казначейство происходит
перераспределение сумм поступивших
налогов «по уровням» - в республиканский,
областной, городской (районный) бюджеты.
Казначейские органы участвуют в сборе
налогов, а также осуществляют по
представлению государственных налоговых
инспекций возврат из республиканского
бюджета Российской Федерации излишне
взысканных и уплаченных налогов и других
платежей.
Значительное внимание при
взаимодействии казначейства с другими
органами уделяется исключению
дублирования и параллелизма в их работе.
Особое внимание уделено созданию единой
телекоммуникационной компьютерной системы
казначейства.
Закон о казначействе в настоящее
время находится на рассмотрении в
Государственной Думе Российской Федерации.
|